История компании TOYOTA

Toyota. Сегодня – это наиболее могущественный японский и один из крупнейших в мире производитель автомобилей, занимающий второе место после компании General Motors. Своими успехами Toyota в значительной мере обязана деятельности семейства Тойода. В этом семействе нет какой-то одной «великой личности», которая, подобно Генри Форду в Америке, олицетворяла бы собой все его достижения. Каждый из членов семьи внес огромный вклад в становление и развитие компании.

alt

Отец-основатель Toyota Group, Сакиши Тойода, родился в префектуре Сизуока 14 февраля 1867 г. Год его рождения стал знаковым в современной истории Японии и ознаменовал собой переход от старого феодального устройства к капиталистической форме отношений.

Историческая справка: 

1867 год является концом легендарного периода Эдо (сёгуната Токугава) начавшего свое исчисление с 1603 года. Основатель этого сёгуната — Токугава Иэясу — вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным “закрытием” страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Период правления клана Токугава сопровождался тотальной регламентацией жизни всех слоев населения, окончательно сформировавшей тип менталитета, который мы называем “японским”. 
К 1867 году не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена начать широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т. е. “реставрации” власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах. 
Благодаря изменениям страна переживает бурное промышленное развитие, широко перенимая достижения западной цивилизации. Тем не менее, несмотря на многие заимствования, японцам удается сохранить свою национальную идентичность.

Будучи первым ребенком в семье, Сакиши Тойода автоматически стал в своей семье kacho, или главой дома, и унаследовал обязательства своего отца и его профессию плотника. Однако Сакиши не проявляет интереса к плотницкому ремеслу и глубоко впечатленный патентным законодательством Японии решает стать изобретателем. «В 15 лет я решил, что буду помогать Японии развивать ее промышленную силу для того, чтобы мы смогли преуспевать»

Свое первое изобретение (деревянный ткацкий станок - Toyota Wooden Hand Loom) он делает в 23 года. Последующие 40 лет своей жизни он отдает себя совершенствованию и улучшению этих машин. В 1896 году он изобретает станок с электроприводом. Еще через десять лет Сакиши Тойода конструирует круглый станок. В 1924 году создается автоматический ткацкий станок модели G, с бесперебойной заменой прядильного челнока. В 1926 году Сакиши Тойода основывает компанию Toyoda Automatic Loom Works Ltd (С 2000 года Toyota Industries Corporation), которая по сегодняшний день производит одни из лучших ткацких станков в мире.
Достижения компании имели настолько большое значение для страны, что в 1927 году Сакиши Тойода получает из рук императора наивысшую гражданскую награду Японии — орден «За заслуги».
Спустя 2 года (в 1929 году), английская фирма Platt Brothers & Co. Ltd приобретает у Тойода патент на производство автоматических ткацких станков и уплачивает сумму в 100 тысяч фунтов стерлингов.
Не имея формального образования, Сакиши учился методом проб и ошибок; он верил в свою способность получить все необходимые ему знания, непосредственно работая с промышленным оборудованием. Сакиши понимал, что японская промышленность должна продвигаться вперед небольшими шагами и занимать рыночные ниши, которые проигнорировали западные компании. Он осознал важность непрерывных усовершенствований оборудования вне зависимости от состояния конкуренции. Сакиши верил, что ни один технологический процесс еще не достиг такой точки развития, в которой было бы невозможно его дальнейшее совершенствование; эта политика kaizen (непрерывных усовершенствований) стала одной из основ его промышленной философии.

В 1930 году, Сакиши Тойода умирает в возрасте 63 лет и передает наследство своему старшему сыну – Кииширо, испытывающему интерес к автомобильному производству. К этому времени Кииширо обладает уже достаточным опытом и знаниями, позволяющими возглавить и развить дело своего отца. Имея университетское образование инженера-машиностроителя и чувствуя потенциал автомобилестроения, Кииширо приступает к производству автомобилей, используя в качестве стартового капитала, сумму в 100 тыс. фунтов стерлингов, уплаченную англичанами за патент на ткацкий станок.

Для начала он выделил помещение в Toyoda Automatic Loom Works, где начал самостоятельное изучение небольшого двигателя внутреннего сгорания, В сентябре 1933 г. совет директоров Toyoda Automatic Loom Works согласился на учреждение автомобильного подразделения внутри компании. Уже в сентябре 1934 г. Кииширо и его сотрудники завершили разработку первого двигателя модели А. Первый легковой автомобиль и первый грузовик с этим двигателем были собраны соответственно в мае и в августе 1935 г. К сожалению, из-за недостаточного развития внутреннего автомобильного рынка, модели не получили широкого распространения.

Кииширо понимал, что для успешной конкуренции с такими могущественными западными компаниями, как GM и Ford, Toyota должна вкладывать средства в исследования и разработки. Поэтому в 1936 г. он организовал исследовательскую лабораторию в Токио. Кииширо хотел разработать чисто японскую систему производства, которая бы учитывала характерную для этой страны ограниченность пространства и ресурсов (американские производители могли позволить себе создавать запасы комплектующих и строить для их хранения специальные склады), а также приспособляемость и разносторонность навыков ее населения. Поэтому обычно он приобретал оборудование общего, а не специального назначения, стремясь адаптировать его к местным условиям и сделать многоцелевым.

В прошлом процесс создания автомобиля подразумевал «обучение на рабочем месте». Такой подход приводил к повышенному расходу ресурсов, которого не могли себе позволить японцы. Кииширо мечтал о системе, в которой ни один элемент не создавался бы прежде, чем в нем возникнет необходимость, что позволяло бы избежать хранения деталей, а значит, и бесполезного расходования средств. Поэтому на заводе его компании основным лозунгом стали слова «точно вовремя». Он разъяснял своим рабочим, что ни одна деталь автомобиля не должна создаваться прежде, чем в ней появится необходимость: другими словами, все комплектующие должны изготавливаться «точно вовремя». Методы kaizen и «точно вовремя» стали важными элементами производственной философии семейства Тойода. Однако ее возможности не были реализованы в полной мере до тех пор, пока в компанию не пришел Таичи Оно (начало 50-хх).

В 1936 году в компанию приходит двоюродный брат Кииширо – Эйджи. Также как и Кииширо, Эйджи закончил машиностроительный факультет при Токийском императорском университете и начал работать в Toyoda Automatic Loom Works в недавно созданной лаборатории по проектированию автомобилей. В этом же году после проведения конкурса на лучшее новое название компании, Тойода меняет свое имя на более благозвучное Toyota.

К 1937 году развитие автомобильного подразделения компании приводит к необходимости выделить его в самостоятельную структуру. Так создается Toyota Motor Co., Ltd. (сейчас Toyota Motor Corporation). Ее первой моделью была "АА", прототипом для которой послужил американский "Chrysler" 1934 года.

В годы Второй мировой войны на заводах Toyota выпускались автомобили, а также другая военная техника. В 1947 г. Кииширо получил у оккупационных властей разрешение на производство работ по ремонту и восстановлению американских военных автомобилей. В том же году на рынке появилась новая модель небольшого автомобиля "Toyopet SA". В 1949 году акции компании котируются на трех японских биржах – в Токио, Нагое и Осаке.

В 1950 г. компании Toyota и Ford начали переговоры о создании совместного предприятия; этот проект предусматривал также стажировку японских специалистов на американских заводах. В итоге Эйджи Тойода стал первым сотрудником Toyota, отправившимся в Америку. В этом же году фирма Тойота пережила единственную за свою историю забастовку, вызванную противостоянием профсоюзов против массовых увольнений и показавшую необходимость реформирования предприятия.

В январе 1951 г. Эйджи Тойода разработал пятилетний план модернизации компании. Он включал в себя обновление оборудования и совершенствование методов производства. Подобно своим предшественникам (Кииширо и Сакиши), Эйджи понимал, что Toyota должна работать иначе, чем западные фирмы. Производство в ней должно было быть модернизировано; рабочие должны были постоянно стремиться к усовершенствованиям, а ненужные затраты ресурсов сведены к минимуму. Для реализации поставленной цели Эйджи пригласил в компанию Таичи Оно, который был сотрудничал с семьей Тойода с 1932 года и был хорошо знаком с корпоративной философией компании. Таичи Оно ввел в употребление карточки kanban (в которых отслеживалось движение запасов), научил рабочих понимать суть метода kaizen, в полном объеме реализовал систему «точно вовремя», модернизировал оборудование и сборочную линию, организовал чередование выполняемых операций. Таким образом в течение двух лет Эйджи и Оно добились радикального изменения принципов работы предприятия.
Надо сказать, что полная реализация новых идей во всех звеньях цепочки поставщиков ТМС заняла у Эйджи и Таичи Оно более двадцати лет.

В дополнение к радикальным изменениям принципов производства, Эйджи создал также еще один важный прецедент. Он считал, что будущее компании в большей мере будет зависеть от того, насколько качественно собраны ее автомобили, чем от того, насколько удачно они спроектированы. Поэтому он выдвинул тезис о том, что производство является самым важным элементом деятельности ТМС. Задача проектировщиков и инженеров заключалась в том, чтобы предоставить производственному персоналу возможность наилучшим образом выполнить свои обязанности. При этом в компании заметно повысился статус работников сборочных линий.

В 1952 году, по окончанию факультета машиностроения при Нагойском университете, в компанию приходит старший сын Кииширо – Соиширо Тойода, родившийся в Нагое в 1925 г. В 1955 г. Соиширо получает степень доктора машиностроения, защитив в Токийском университете докторскую диссертацию по системам инжекции топлива.

Новая система производства повысила эффективность работы Toyota и позволила ей поставлять на рынок автомобили по конкурентоспособным ценам. Однако качество автомашин по-прежнему было недостаточно высоким. Возглавлявший в корпорации отдел планирования Соиширо Тойода пришел к выводу о том, что ТМС использует kaizen на слишком позднем этапе. Практика устранения дефектов машин после того, как они попадали на рынок, подрывала репутацию Toyota. В поисках средств повышения качества продукции Соиширо внимательно изучил работы Э. Деминга. В результате в начале 1950-х гг. Toyota внедрила у себя некоторые элементы подхода американского гуру качества. Соиширо сумел понять, что для улучшения работы ТМС необходимо изменить два аспекта процесса управления качеством: во-первых, необходимо сделать его более систематизированным и, во-вторых, внедрить его в каждом подразделении. Соиширо удалось реализовать программу качества во всех звеньях компании, и в последующие годы Toyota неоднократно была удостоена премии Э. Деминга.

Таким образом были заложены базовые принципы успеха компании в индустрии автомобилестроения, которые до сих пор являются предметом для подражания со стороны. В то же время, в 1956 году Toyoda Automatic Loom Works вкладывает освободившиеся ресурсы в другую, не менее интересную отрасль – производство промышленных транспортных средств.

В 1956 году Toyoda Automatic Loom Works (TAL) проектирует и выпускает свой первый вилочный погрузчик (модель LA). В компании понимали, что имеют определенное преимущество перед другими предприятиями, поскольку TAL обладает своим автомобильным производством, использующим погрузчики, и тем самым может предугадать потребности клиентов. Кроме того, многие детали и комплектующие из автомобильного производства могли быть адаптированы для погрузчиков. Также, существующие дилеры по продаже автомобилей могли обеспечить хороший уровень продаж и сервиса на всей территории Японии. В апреле 1955 года первый прототип был направлен на предприятие по производству автомобилей для испытаний «в полевых условиях». В течение 3 месяцев инженеры наблюдали и собирали данные, позволившие выпустить первую модель в серийное производство.

Следом за первой моделью, Тойота немедленно приступает к расширению производственной гаммы, создавая другие машины. Бурному развитию отрасли способствовало несколько благоприятных факторов. В 1955 году японское правительство объявляет о пятилетней программе восстановления, целью которой является «наибольший экономический рост за всю историю страны». В наши дни, этот полный энтузиазма план часто называют первым шагом к потрясающему экономическому росту Японии. В этом же году Япония восстанавливает торговые отношения с Советским Союзом прервавшиеся на 11 лет.

В 1957 году ТОЙОТА представляет новую модель погрузчика с бензиновым двигателем – модель LE. Следом за ней идет новый погрузчик с дизельным мотором – модель LD. Год спустя с конвейера сходит еще одна модель – LR, быстро завоевавшая популярность в транспортных компаниях.

В 1959 году японская экономика начинает быстро восстанавливаться, что вызывает повышение спроса на погрузочную технику. В это же время Тойота строит новый завод, способный выпускать 150 погрузчиков в месяц. Кроме того, 1959 год ознаменовался первым экспортом – 1 единица была продана в Таиланд.

Последующие 3 года экспорт погрузчиков постепенно растет, хотя погрузчики не предназначены для продажи посторонним клиентам – они используются дистрибьюторами для «внутренних целей».
В начале 60-х годов, японское правительство объявляет о плане увеличения доходов граждан вдвое. Этот план предусматривает двойное повышение персонального дохода в течение последующих 10 лет за счет стимулирующей поддержки развивающихся отраслей промышленности.
Помимо этого, правительство вынуждено заняться соглашениями о свободной торговле, могущими повредить развитию Японии. Было оговорено, что погрузчики японского производства способны конкурировать с иностранными моделями. Таким образом, погрузчики становятся в числе первых изделий, включенных в соглашения о свободной торговле, что способствовало повышению их качества и улучшению методов производства. В результате, начиная с 1964 года, экспорт погрузчиков Toyota увеличивается самым кардинальным образом.

В 1963 году, после внимательного изучения продукции иностранных компаний, Toyota выпускает погрузчик «международной» спецификации – модель 5LR. Эта модель несколько уже, чем ее японский собрат и имеет более компактные габариты. Благодаря этим разработкам Toyota получает лидирующую долю рынка 2-тонных машин на территории Японии.

В 1965 году, Toyota получает свой первый большой экспортный заказ – 188 машин. Покупателем машин является порт Сингапур, выбравший погрузчики Toyota среди 23 претендентов. Благодаря этой поставке, Toyota приобретает важный опыт работы на международных рынках, помогающий пробиться на самый большой из них – США.

Также как и ранее, экспорт в США начался с 1 погрузчика. Эта машина была отправлена в адрес контролирующей организации, с целью определения: сможет ли погрузчик Toyota пройти инспекцию. Легко пройдя все испытания, погрузчик показал, что машины сделанные Toyota полностью соответствуют международным стандартам по качеству и рабочим характеристикам.

70-е годы были очень динамичными для компаний по всему миру. Два нефтяных кризиса (1973 и 1979) серьезно повлияли на развитие мировой экономики, и серьезно затронули Японию. В 1974 году, мировая автомобильная промышленность находилась в очень затруднительном положении. Однако Toyota была в числе тех немногих производителей, которые продолжали получать устойчивую прибыль. Многие конкуренты стремились выяснить, как же компания добивается рентабельной работы в неблагоприятных условиях рынка. Ведь в этот период Toyota смогла достичь высоких уровней качества (малого количества дефектов) и производительности труда (в конце 1980-х гг. количество выпускаемых автомобилей в расчете на одного работника компании было в два-три раза выше, чем на предприятиях фирм США и стран Европы). Toyota продемонстрировала также большую гибкость, выпуская сравнительно небольшие партии разных моделей практически без снижения показателей качества и производительности труда. Поэтому японский стиль производства и разработки новых изделий стал активно изучаться многими компаниями и распространяться по всему миру.

В 1970 году в Японии строится завод по производству погрузчиков Тойота в городе Такахама. Это предприятие до сих пор считается самым большим в мире заводом, производящим погрузчики и промышленные транспортные средства. К 1973 году ежемесячный объем производства достигает 3000 единиц.

В 1970 году первые погрузчики Toyota экспортируются в Советский Союз.

К 1975 году мировая тенденция по снижению уровня загрязнения окружающей среды приводит к созданию новой модели электропогрузчиков грузоподъемностью до 3 тонн, а также другой складской техники с электроприводом.

К концу 70-х годов помимо высоких рабочих скоростей, большое значение принимают такие факторы как снижение расходов и уменьшение количества лишних операций, выполняемых оператором. В связи с этим, начиная с 1978 года, концепция дизайна погрузчиков Toyota подвергается полному пересмотру. В производственную линейку вводятся новые модели с разрывом грузоподъемности в 250 кг. Это позволяет добиться существенной экономии расходов, за счет более точного выбора требуемой машины. Благодаря этому новшеству Toyota пережила второй нефтяной кризис без большого падения объемов производства и укрепила свои позиции на мировых рынках.

К 1983 году мировая экономика начинает набирать обороты и Toyota планирует свою готовность к новым победам. В 1984 году, фирма заканчивает свое «суммарное видение рынка промышленных транспортных средств», которое детально описывает следующие шаги для Toyota. К 1986 году Toyota экспортировала более 200 000 единиц промышленной техники по всему миру и прочно удерживала позиции лидера внутри Японии.

В 1987 году международная конкуренция и торговые барьеры становятся препятствием к наступлению на глобальных рынках. Ответом компании является строительство новых производственных мощностей за пределами Японии. К середине 90-х Toyota основывает два производственных отделения – во Франции и США.

Между 1987 и 1991 годом развитие японской экономики оставалось относительно стабильным, но к 1992 году начало резко ухудшаться. В 1994 году рост экономики не наблюдался, и в этот год Toyota представила рынку свою новую модель маленьких погрузчиков – 6FG/FD. Эта серия машин наследовала очень удачные решения своего предшественника, но уделяла больше внимания уровню эргономики и комфорта водителя.

В 1992 году экономика США начала восстанавливаться, что позволило увеличить уровень продаж 6 серии и к 1995 году суммарное количество погрузчиков произведенных компанией Toyota превысило 1’000’000 единиц.

В приближении к 21 веку Toyota снова возвращается к теме технических инноваций. В 1999 году выходит следующее (седьмое) поколение погрузчиков грузоподъемностью от 1 до 3,5 тонн, обладающее непревзойденными характеристиками в области безопасности. Вот уже в который раз Toyota становится лидером рынка, за счет новых, более жестких стандартов в области устойчивости машин.

В 2000 году, Toyota выпускает на рынок следующую новинку – электропогрузчики серии 7FB с двигателем переменного тока. В этом же году Toyota поглощает крупнейшего европейского производителя складского оборудования – шведскую фирму BT Industries и становится бесспорным лидером по производству погрузчиков и складской техники в глобальном масштабе.

В 2003 году обновляется серия электрических погрузчиков с 3-опорной компоновкой. В 2004 году Toyota обновляет модельный ряд погрузчиков большой грузоподъемности, при этом делается специальная разработка погрузчиков для рынка стран СНГ.

Резюме:

Успех производственной системы группы Toyota помог превращению Японии в одного из мировых лидеров и способствовал повышению производительности и эффективности труда в странах Запада. Сегодня Toyota – это второй производитель автомобилей и первый производитель погрузчиков в мире. Навыки и способы производства Toyota распространились по всему миру и стали рассматриваться в качестве наиболее совершенного метода организации производства. Группа Toyota и ее производственная система продолжают вызывать восхищение и высокую оценку у многих людей.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Презентация Корпорации TOYOTA (2.54 Мб) Требует наличия установленного Microsoft Power Point

��������
Tweet

Copyright  © 2013 altairgroup.com.ua - официальный представитель ведущих мировых производителей техники